Ессентукская грязелечебница им. Семашко уникальна тем, что представляет собой одновременно и выдающуюся достопримечательность, и действующую здравницу, в которой используется уникальная по составу грязь озера Тамбукан.
Здание — визитная карточка города-курорта, предмет восхищения и фон для бесконечных фото, которые делают на память о городе его многочисленные гости. Строение поражает своей грандиозной «древнеримской» архитектурой и занимает почти половину квартала.
История здания берет начало в 1911 году. В Петербурге сообществом архитекторов был объявлен конкурс на лучшее здание грязелечебницы. Победил в нем фантастический по своей масштабности проект академика Евгения Шреттера. И победил заслуженно: здание по проекту представляло собой шедевр во всех смыслах — и в техническом, и в архитектурном. По своим характеристикам и возможностям лечебница превзошла даже самые современные европейские санатории.
Здание строили из доломитовых пород, которые добывались тут же, недалеко. Строительство заняло два года. В оформлении участвовали знаменитейшие скульпторы своего времени, мебель изготавливали из дуба, вставки в двери и люстры — из хрусталя.
Рассказывают, что здравницу построили бы еще быстрее, если бы не помешала война. Открывали лечебницу с помпой — освятили, прошли вокруг крестным ходом. А уже через день грязелечебница, получившая в честь цесаревича название Алексеевской, начала работу. В советские годы грязелечебницу переименовали — ей присвоили имя выдающегося врача Семашко.
За время своего существования гразелечебница практически не изменилась. Гостей и пациентов встречают каменные львы, изловившие и зажавшие в могучих лапах змею-«болезнь». На страже здоровья посетителей стоят скульптуры Асклепия и его дочери Гигиеи. Все те же величественные колонны поддерживают портик у входа. В залах сохранились аутентичные стекла, двери, зеркала и мебель — посетители лечебницы даже не догадываются, что отдыхают они после процедур на антиквариате.
Есть и нововведения. Например, витражи, которые призваны создавать в помещении эффект солнечной, теплой погоды, принадлежат гению Ивана Катанова — художника из КавМинВод. Витражи появились лишь в 70-х годах прошлого века, но удачно вписались в облик старинного здания и гармонично дополнили его.
Поделиться в соц.сети